Стальная тревога! [2002]
Full Metal Panic!
フルメタル・パニック! Производство: Япония Япония
Жанр: приключения, комедия, романтика, меха
Тип: ТВ (24 эп.), 24 мин.
Трансляция: c 08.01.2002 по 18.06.2002
Режиссёр: Тигира Койти
Автор оригинала: Гато Сёдзи
Рецензия:
Когда 11 сентября 2001 года в США взорвали два небоскреба, создатели антитеррористических произведений начали плодиться словно кролики, создавая местами абсолютно пошлые, местами весьма занятные поделки. Однако долго тема милитаризма (вроде борьбы с Бин Ладеном) популярной быть не может, она приедается и вызывает приступы тошноты, в результате чего апогей пафосных поделок достигается авторами очень быстро. В нашем случае поток фильмов, книг, сериалов, обсуждений и журнальных статей оказался настолько большим, что просто-напросто затопил читателя и зрителя жуткой антитеррористической пропагандой. В передовиках идейной войны, само собой, стояли Соединенные Штаты Америки, собственно, им сам бог велел клепать подобные произведения. Во-первых, бороться с террористами методами пропаганды очень даже разумно. Во-вторых, что более важно, на фоне дикой агитации можно легко сплавить миллион трусов с полосатым флагом, заработав тем самым хорошие деньги. Но что удивительно, другие страны также подключились к этому процессу и попытались не отстать. Я мог ожидать этого от европейцев, но, признаться, от японцев я такого ожидать не мог. Японцы, клепающие неиссякаемый поток кавая, на почве всемирной борьбы с насилием выдали нечто, от чего хочется и плакать, и смеяться одновременно.
К чему я это все сказал? А вот к чему. Спустя всего лишь четыре месяца после катастрофы ребята из японской студии «Gonzo Digimation», которых хлебом не корми, а дай только порисовать фильмы про войнушку, выпускают очень неоднозначный сериал — «Стальная тревога!», заставивший меня вспомнить о том несчастном дне, что в мировой истории помечен черным цветом. За основу будущего сериала, как обычно, взяли графическую новеллу, написанную мангакой Сёдзи Гато. Снимать же все это дело поручили господину Тигире Койти, который вот уже с 2000 года сидел без дела, когда закончились съемки серила «Хранители Врат».
Стержнем новой истории, как все уже догадались, сделали террористов и сопутствующее их убивание разными жуткими способами. Но если в американских боевиках показывают исключительно террористов, то гонзовцы подобной слабостью не обладают. В «Стальной тревоге» чародеи CGI развернулись по полной программе, намутив столько всяких фенечек и примочек, что перечислять их необходимо в строжайшем порядке. Итак, поехали.
Чтобы взять хороший старт, мастерам мультипликации приходится воскресить СССР и КГБ, нарисовать уазик, шныряющий по тундре, с наседающим на хвост вертолетом МИ 24. А в противовес этой мерзопакостной империи зла, где каждый второй житель — это КГБ’шник, шныряющий на уазике по тундре, аниматоры не без гордости ставят технику своей чудо-страны — огромного робота, который быстренько разносит в щепки советский вертолет. Для робота, чтобы он в данной ситуации казался уместным, в качестве базы создают организацию «Мифрил», борющуюся с террористами по всему миру с помощью уже упомянутых роботов и большой синей подводной лодки (можно вспомнить прошлый хит студии — мини-сериал «Последняя субмарина»). Грозно, правда? Автор и Гонзовцы тоже подумали, что грозно, а для смягчения красок поставили во главе этого оплота доброты и мира жутко не подходящее и вместе с тем жутко кавайное существо по имени Тэсса, предварительно одев это существо в военную форму.
Все вышеперечисленное — лишь малая толика гениальных идей, вложенных в антитеррористический аниме-сериал. Последнее время, признаться, аниме стало удивлять меня все больше и больше. Складывается ощущение, будто авторы нарочно пытаются засунуть в свои творения уйму всяких дебильных идей и наворотов, не продумав того, как они будут все это засовывать и наворачивать. Да и как по-другому объяснить появление сериала «Волчий дождь», фильма «Моя богиня!», творений вроде «Стальной тревоги»? Бездарность? Излишки фантазии? Неудовлетворенный спрос? Я лично ответить не могу.
Что же касается описываемого сериала, то он был бы полной фигней, если бы господина Тигиру и мангаку Сёдзи не осенила идея. Они разредили свою пафосную и идейную войнушку с террорюгами (!) школьными сценами! Конечно, это довело маразменность сюжета до предела, но зато скрасило сериал необычайно интересными сценами. Школа — это прежде всего юмор, экшн — это скука, когда его показывают так, как это делают в данном фильме. Именно поэтому школа в «Стальной тревоге» носит атрибут расслабухи, отдыха и порции замечательных шуток. Школа и школьная атмосфера тут получилась великолепной, во многом это заслуга занудности всей остальной истории. Так и получается: два эпизода — абсолютно дурацкие бои с террористами и сопутствующий маразм, один эпизод — школьная релаксация.
Почему бои с террористами выглядят дебильно? Ответ очень прост: террористы бездарны. Нет, не тупы, а именно бездарны; им бы коров пасти, да на тракторах ездить. С другой стороны, может это и не террористы бездарны, а сценаристы? Трудно сказать.
В заключение хочу заметить, что не будь в этом сериале целого детского сада, состоящего из разных девочек и мальчиков, которым не только роботов, но и игрушечную машинку-то доверять нельзя. Убрать бы из всего этого еще и террористов-дебилов. Вот тогда, может быть, стало бы лучше. А чтобы точно стало лучше, «Стальную тревогу!» необходимо переименовать в «Школьную тревогу!», выбросить ко всем чертям всю экшн-пургу вместе с роботами, а затем показать двадцать четыре эпизода в школе. Вот тогда сериал точно стал бы культовым.